Роль семьи в профилактике алкогольных привычек у подростков и молодёжи

В современном обществе в связи с  политической и экономической нестабильностью нарастает  социально-психологическая напряжённость. Совершенно очевидно, что к числу наиболее острых социальных проблем относится употребление подростками и молодёжью алкоголя,

а  рост числа употребляющих  алкогольные напитки среди подростков и молодёжи, включая пиво, вызывает тревогу и опасения у врачей, педагогов, сотрудников правоохранительных органов и, конечно же, у родителей.

Почвой для роста алкоголизации в подростково-молодёжной среде служат  такие  предпосылки, как  неуверенность в завтрашнем дне, неспособность, а зачастую и неумение подростков и молодёжи активно справляться с жизненными трудностями.   

Алкоголь оказывает  сильное пагубное воздействие на растущий организм молодых людей, в частности, на их нервную систему. В медицинской литературе описано немалое  число случаев тяжёлого отравления детей и подростков алкогольными напитками с пагубным воздействием алкоголя на головной мозг даже при однократном его употреблении, когда у детей и подростков наступают так называемые   острые алкогольные энцефалопатии. Как отмечают специалисты, тяжёлыми последствиями таких отравлений мозга у детей и подростков могут стать в дальнейшем снижение умственной деятельности, судорожные припадки и даже параличи. 

Воздействие алкоголя на растущий организм опасно не только тем, что он разрушает здоровье подростка,  юноши или девушки,  но и тем, что он оказывает воздействие на их личностные изменения, способствует искажению взаимоотношений с другими людьми, разрыву социальных связей и в конечном итоге  может привести к деградации личности.

Социологические исследования, проводимые  среди  подростков и молодёжи, свидетельствуют о том, что большинство из них  знакомятся со спиртными напитками в возрасте до 15 лет. Данные медицинской статистики выглядят пугающе: алкогольные напитки хотя бы один раз употреблял каждый третий школьник в средних классах и более половины - в старших.  

По данным  медико-социальных исследований,  средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек - до 12,9 лет. Раннее приобщение подростков к алкоголю может привести к систематическому употреблению алкогольных напитков в подростковом и юношеском возрасте и развитию в дальнейшем у молодых людей алкогольной зависимости.

Многочисленные социально-психологические  исследования среди подростков показывают, что стремление к личностному самоутверждению в ближайшем социальном окружении выступает для них  как значимый мотив, определяющий склонность к такой форме девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения,  как употребление алкоголя. При этом следует учитывать, что группа сверстников является для подростка более значимой в плане совершаемых им поступков, чем те ценности, которые диктуют им взрослые, в том числе и родители. Большинство несовершеннолетних не считают негативными проявлениями употребление своими сверстниками  алкоголя, половина опрошенных заявляют, что систематическое употребление спиртных напитков их ровесниками не является основанием для прекращения дружбы с ними, и лишь единицы считают для себя неприемлемым дружеское общение со сверстниками, употребляющими алкоголь.  

Вхождение подростков во «взрослость», иными словами процесс их инициации,  нередко также сопровождается началом употребления спиртных напитков.

Выпивка в подростково-молодёжной среде стала символом объединения подростков  в неформальные группы, а часто и обязательным условием признания любого из её членов.

Наряду с общей озабоченностью  родителей  проблемой употребления их несовершеннолетними детьми алкоголя отмечается недостаточная родительская осведомленность о вовлеченности в эту проблему их собственного подростка, а также недооценивание роли семьи в процессе предотвращения ранней алкоголизации подрастающего поколения.

Нередко причиной первых и последующих  употреблений подростками  алкогольных напитков являются так  называемые «алкогольные обычаи», когда в семьях принято отмечать события с использованием алкоголя. Известно, что детям и подросткам свойственно подражать взрослым, воспроизводить стереотипы их поведения в своей жизни, и поэтому родители являются для своих детей образцом поведения, к сожалению, не всегда позитивного.

Подростковые наркологи в последнее время отмечают факт того, что начинает формироваться целая популяция молодых людей с пивной  зависимостью. У них происходит привыкание к пиву, которое становится единственным действенным инструментом снятия стресса, напряжения,  и  используется как снотворное или, наоборот, как бодрящее средство.

Известно, что дети и подростки являются той средой, где как в зеркале, отражаются многие «болевые точки» реальной жизненной действительности. Подростково-молодёжная среда наиболее чувствительна  к любым социальным проявлениям и,  в первую очередь,  к тому, что происходит в их семьях.

Семья выступает как персональная микросреда для развития личности детей и  подростков.  На протяжении всей жизни ребёнка родители являются для него значимыми людьми, но по мере приближения к подростковому возрасту  психологическая значимость родителей   для подростка меняется. Подростковый возраст является сложным и многомерным процессом, это - период эмансипации подростка  от родителей, достижения определенного уровня автономии и независимости от них. Этот возрастной период  включает в себя как эмоциональный, так  и поведенческий аспекты. 

В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростков. У них возникает необходимость создания собственной системы эмоциональных отношений, основанных на взаимопонимании, привязанности и уважении, центром которой являются не его родители, а  сам подросток. Отношения с родителями продолжают занимать в этой системе значительное место, но в неё включаются теперь и эмоциональные отношения с другими людьми – дружба и  любовь.

Степень драматичности перехода подростков к эмоциональной автономии во многом зависит от поведения родителей. Если родители недооценивают и не понимают закономерного характера эмоциональной эмансипации подростка, то они чувствуют обиду, обвиняют детей в чёрствости и неблагодарности, могут поощрять излишнюю эмоциональную зависимость детей от них или сами проявляют таковую к детям. В этом случае подростковый возраст может затянуться,  в результате чего молодые люди рискуют  остаться инфантильными, отдаляя наступление психологической и социальной зрелости. Такие молодые люди, зачастую, предпочитают жить с родителями и далее, не вступая в брак или,  уже состоя в нём, они сильно эмоционально зависимы от своих родителей.

При здоровом процессе индивидуализации у подростка формируется представление о себе в системе относительно стабильных социальных связей. Нормальной можно считать  такую эмансипацию, при которой у подростка формируется своя система ценностей, нередко отличающаяся от той, которой придерживаются его родители.

Семья является одним из мощных факторов формирования ценностной системы подростка, и иерархия ценностных представлений меняется в соответствии с возрастной спецификой, но в целом система ценностных ориентаций  у подростка является общечеловеческой, включающей в себя любовь, дружбу, свободу, честь, достоинство  и другие жизненные ценности.

Существенное  влияние на подростка, конечно же,  оказывают внесемейные факторы: нормы и ценности референтных групп, в которые оказывается включён подросток, стабильность или, наоборот,  нестабильность   социально-экономической обстановки и другие. Однако при неблагополучных детско-родительских отношениях влияние внесемейных факторов на формирование ценностных представлений подростка усиливается и нередко служит причиной множества внутрисемейных конфликтов.

В подростковом периоде наряду с эмоциональной эмансипацией происходит  и поведенческая эмансипация,  то есть  стремление подростка освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивание права на принятие собственных решений без внешнего руководства. В этом возрасте стремление к автономии резко возрастает, и подростки настойчиво стремятся к независимости в принятии самостоятельных решений. Данное  стремление имеет относительный характер: с одной стороны подростки сами решают достаточно широкий круг вопросов, например,  распределение своего времени, выбор друзей, способов досуга, одежды и других значимых для них вопросов,   с другой стороны, в более серьёзных вопросах, например, в выборе стратегии дальнейшего образования, подростки всё-таки подчиняются родителям.

Стремясь быть свободными и независимыми, подростки ещё не знают и не умеют пользоваться полной свободой и нуждаются в том, чтобы родители или другие взрослые помогли им осознать, что свободой следует пользоваться в меру и постепенно. Родителям важно оказывать ненавязчивую помощь  подросткам в понимании своих внутренних и внешних границ, в выработке чувства меры в принятии самостоятельных решений.

Именно поведенческая эмансипация подростков пугает их родителей в наибольшей степени и служит причиной для конфликтов в семье. Личностные проблемы подростков, возникающие в сфере поведенческой эмансипации, лежат в следующих конфликтогенных областях: выбор друзей и приятелей,  проведение свободного времени, планирование своего будущего, внешний вид и манеры поведения,  вредные привычки, сквернословие, лживость, ранняя сексуальная жизнь, а также отношение к школьным делам (успеваемость, посещаемость), общее отношение к учёбе и педагогам, поведение в школе,  поведение в семье,  выполнение хозяйственных работ по дому, расходование денег, отношение к личным вещам и одежде, к семейной собственности (жилью, мебели, бытовым приборам), демонстративное или агрессивное  поведение по отношению к родителям, ссоры с братьями и сёстрами, взаимоотношения с престарелыми родственниками и другие.

Роль родителей в семье как «верховной власти» достаточно сильна. Зависимость подростка от родителей всё ещё весьма велика, потому как именно от них зависит, в частности, удовлетворение материальных и бытовых потребностей подростка, что в этом  возрасте имеет большое  значение, так как во многом определяет положение подростка в иерархии сверстников (наличие престижных вещей, одежды и др.).

Нередко проблема детско-родительских отношений заключается в том, что родители с трудом делегируют ответственность за своё поведение самим подростам. Такие действия родителей продиктованы их беспокойством за будущее детей.  Однако  парадокс заключается в том, что, в случае, «успешности»  контроля со стороны родителей и  руководства с их  стороны относительно поведения подростков, подростки могут упустить возможность осваивать самостоятельный образ жизни, приобретать свой опыт и рискуют остаться незрелыми  и неприспособленными к дальнейшей самостоятельной жизни.

Основными звеньями эффективного взаимодействия в семье подростка являются индивидуальное мнение каждого члена семьи, коллективное мнение всех её членов, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, нормы и правила внутрисемейного поведения, а также нравственно-духовный климат семьи. 
Родители являются для детей,  прежде всего,  источником эмоционального тепла и поддержки, это качество сохраняет свою значимость и в подростковом возрасте. Именно семья обеспечивает подростку базисное чувство безопасности, являясь источником оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах,  источником спокойной, взвешенной оценки его личностных качеств, а также  способствует снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в стрессовых ситуациях.

Родители служат для подростка примером для подражания, хоть и не являются таким уж абсолютным авторитетом для него, как в детстве. В подростковом возрасте дети начинают воспринимать своих родителей более критично, их  стремление к подражанию и степень идентификации с родителями заметно снижаются.  В качестве примеров для подражания подростки нередко выбирают других людей: знакомых, сверстников, популярных личностей из среды артистов, певцов и других.  Вместе с тем, подростки хотят иметь таких родителей, которыми можно гордиться и восхищаться,  и это является важным условием достижения подростками  психологического комфорта.

Важнейшей родительской функцией в отношениях с подростками, является помощь им в решении сложных жизненных задач, информирование их  о разных сторонах жизненной действительности, а также   содействие в формировании у них жизненных компетенций и  оценок самых разных сторон жизни. Именно в подростковый период дети вступают в период интенсивного овладения социальными ролями взрослого человека, и круг их общения стремительно расширяется. 

Родители являются источником жизненного опыта  для подростков, при всём стремлении последних к независимости и самостоятельности.  Жизненный опыт родителей и их помощь очень важны для взрослеющих детей,  и  нередко  в возникновении личных проблем подростка влияние родителей является определяющим.

Среди многих родителей, однако, бытует мнение, что  потребность в общении с ними в подростковом возрасте снижается, уступая место потребности в общении со сверстниками,  однако, такое мнение  является заблуждением.  Родителям следует знать, что общение со своими подростками может быть как формальным, так  и неформальным.  Общение формальное, регламентированное, посвящённое вопросам поведения и учёбы,  вызывает у подростков острую неудовлетворённость. Потребность же в неформальном общении с родителями у подростков очень высока, но удовлетворяется лишь частично. 

Социологические опросы подростков и молодёжи свидетельствуют о том, что неформальным  общением с матерью удовлетворены треть подростков, а неформальным общением с отцом - только одна десятая опрашиваемых.  Причинами такого психологического барьера зачастую выступают  неумение, а, нередко,  и нежелание родителей выслушать и  понять то, что происходит в сложном подростково-юношеском мире. Другими причинами сложных отношений подростка с родителями выступают  неумение принять подростка как отдельную личность с её автономной реальностью, а также самонадеянная уверенность некоторых родителей в правильности, единственности и непогрешимости своего мнения и своего жизненного опыта.

В ходе взросления отношение подростка к своей семье меняется. В процессе социализации группа сверстников  в значительной степени замещает родителей, и  тем самым ослабляются эмоциональные связи внутри семьи. Следует отметить, что,  не смотря на то, что  родители, как центр ориентации и идентификации, отступают в подростковом возрасте на второй план, относится это лишь к определенным областям жизни. Для большинства подростков родители, и особенно мать, остаются главными и эмоционально близкими личностями. В большинстве случаев именно к матери подростки склонны обращаться по всем возникающим у них проблемам.

Если родители не общаются с подростком спокойно и доверительно  о том, что его волнует, что ему в жизни не удаётся, то отношения в семье неминуемо ухудшаются.  Отношения подростка с родителями  при этом становятся суше, принимают формальный, рутинный характер, и в конечном итоге это способствует тому, что подросток замыкается внутри себя,  семейные ценности подменяются им «ценностями» уличными, и, как следствие, подросток  уходит из дома туда, где его готовы выслушать, понять и принять таким, какой он есть. 

Проблема эмоционального благополучия подростков является очень актуальной в современной семье,  так как благополучное  эмоциональное состояние, является одним из наиболее важных условий для развития личности. Эмоциональное благополучие, являясь компонентом психологического здоровья,  непосредственно связанно с удовлетворением потребности подростка в общении, в установлении теплых, доброжелательных отношений в семье между детьми и родителями. Эмоциональное благополучие  обеспечивает подростку его эмоциональное здоровье, которое выражается в  способности подростка понимать себя, в умении справляться с жизненными проблемами, а также управлять своими чувствами страха, гнева, обиды, грусти и другими. Эмоциональное благополучие подростка  способствует формированию у него самоконтроля, обеспечивает его высокую самооценку, ориентирует на успех при достижении целей, обеспечивает эмоциональный комфорт подростка и за пределами  его семьи.

Характеристиками эмоционального благополучия подростков  являются такие признаки, как преобладающий положительный эмоциональный фон, доминирующее состояние спокойствия, удовлетворённости и уверенности в себе,  субъектное переживание подростком счастья и радости, настроенность на позитивные отношения с другими людьми и особенно с близкими  на основе доверия и заботы о них.

Нарушение же эмоционального здоровья и  негативные эмоциональные состояния, наоборот,  приводят к понижению жизненного тонуса подростков,   вызывают у них  эмоциональную отстранённость, которая характеризуется разрывом или деформацией межличностных отношений в семье и за её пределами.

При эмоциональном неблагополучии подростка наблюдаются доминирование в его эмоциональной сфере негативных эмоций, таких как страх, обида, недовольство, отчаяние; присутствие в эмоциональных проявлениях ярко выраженной прямой или косвенной агрессии, подавленности настроения, отчуждённости, чувства изолированности, отсутствия психологической контакта, как с внешним миром,  вплоть до полной замкнутости, так и со своим внутренним миром. Эмоциональное неблагополучие может также проявляться в повышенной  эмоциональной  неуравновешенности и раздражительности подростка, когда любой объект им воспринимается как раздражитель,  и преломляется через призму этого неблагоприятного эмоционального состояния.

Эмоциональное неблагополучие у подростков может быть ситуативным, кратковременным, а может быть и достаточно затяжным. При эмоциональном неблагополучии могут преобладать сильные по характеру переживания, пронизывающие систему отношений подростка с другими людьми (особенно с близкими), а также его поведение. Такие переживания и поведенческие проявления   тормозят его активную личностную позицию, снижают уровень развития личности и сужают поле индивидуального проявления подростка.

Родителям следует особенно внимательно относиться к данным состояниям своих взрослеющих детей, оказывать им помощь и эмоциональную поддержку. Подростки ещё недостаточно полно владеют приёмами саморегуляции. Характер их контакта  со своей эмоциональной сферой определяется уровнем  осознания собственных переживаемых эмоций, а также возможностью эффективно регулировать любые эмоциональные проявления (независимо от того,  позитивные они или негативные), и именно родители могут помочь подростку в формировании и развитии у подростка навыков саморегуляции. 

Уровень сформированности умений  взрослеющего ребёнка владеть своими эмоциями и управлять своим поведением свидетельствует о его личностной зрелости. Такие  подростки менее подвержены появлению у них вредных алкогольных привычек. 

Роль семьи в профилактике у подростков  алкогольных привычек безмерно велика, ведь именно с семьи начинается так называемое «трезвенное» просвещение. В семье формируются «трезвенные» установки и  убеждения, а также создаются  условия для ведения трезвого и здорового образа жизни детей и подростков. При этом  обязанностью  родителей  является  быть примером для своих взрослеющих детей в этих вопросах. Именно поэтому родители, ведущие здоровый образ жизни,  живущие без алкогольных привычек и пристрастий,  являются отличным примером для своих детей.

Важно, чтобы в каждой семье воспитание  направлялось  на формирование отрицательного мнения об алкоголе и  позитивного мнения о трезвом и здоровом образе жизни. Родителям при этом важно знать о том, что младший и средний подростковый возраст является периодом, когда особенно остра необходимость в проведении профилактических бесед по предотвращению алкогольных привычек.

Необходимо, однако,  помнить, что  подростки ценят чувство независимости  и самостоятельности,  поэтому, проведение с ними профилактических бесед  о здоровом образе жизни следует осуществлять мягко и ненавязчиво.  Когда же трезвенное просвещение подростков  в семье становится сродни социальному давлению, ущемляющему их чувство независимости, подростки  восстают и протестуют. Достаточно часто при таком авторитарном подходе подростки будут делать обратное тому, что им говорят их  родители.  Умейте вести диалог со своими подростками в том числе и по вопросам профилактики вредных алкогольных привычек.

Успехов вам, уважаемые родители, в деле формирования у ваших детей установок на трезвый и здоровый образ жизни.

Составитель:
Татьяна  Анатольевна Мещенина,
 педагог-психолог
МАУ «Центр развития образования»

Дополнительная информация