Формирование здоровья детей

Все мы хотим видеть своих детей умными, активными, успешными, ясно сознающими смысл и цель своей жизни. А это невозможно без здо­ровья! Поэтому необходимо с ранних лет воспитывать в детях привычку быть здоровыми.

Здоровый человек прекрасно себя чувствует, получает удовлетво­рение от общения с окружающими, успешно преодолевает все препят­ствия, достигает своей заветной цели. В нашем непростом мире не­обходимо сформировать у детей установку на жизнь как высшую цен­ность, научить бережному отношению к себе и к своему здоровью. Зада­ча взрослых - помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания, ко­торые позволят ему вести здоровый образ жизни, т.е. активную деятель­ность, направленную на укрепление и совершенствование возможно­стей организма. Взрослый должен не только говорить о необходимости выполнения того или иного действия, не только рассказывать о полезно­сти и целесообразности, но и сам должен неукоснительно выполнять то, чему учит, создавать условия для преобладания положительных эмоций у ребёнка. Для закрепления привычки значение имеет похвала взросло­го и первые положительные результаты. Значение привычек в воспита­нии детей отмечалось в русских народных пословицах: «Посеешь при­вычку - пожнешь характер», «Учи показом, а не рассказом».

Воспитать ребёнка здоровым - значит, с самого раннего детства нау­чить его вести здоровый образ жизни, включающий:

рациональный режим дня;

систематические физкультурные занятия;

использование эффективной системы закаливания;

правильное питание;

благоприятную психологическую обстановку в семье.

РАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ

Организм детей и подростков очень чувствителен к воздействию не­благоприятных факторов окружающей среды, следовательно, особенно нуждается в эффективных средствах защиты. К таким средствам отно­сится рациональный режим дня. Объясняется это не только тем, что рас­порядок дня строится с учётом биоритмов, но и тем, что соблюдение изо дня в день одних и тех же часов сна, приёма пищи, занятий утренней гимнастикой и т. д. ведёт к выработке рефлекса на время, формирует так называемый динамический стереотип нервных процессов в коре го­ловного мозга. Рациональный режим дня - важная составляющая жиз­ни ребёнка. Правильно организованный режим дня имеет большое зна­чение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он спо­собствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию организованности и др. важных черт личности. Режим дня - это хоро­шо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, сна, соответству­ющий возрасту детей. При организации режима важно учитывать инди­видуальные особенности и возраст. Конечно, трудно приучить ребёнка следовать всем пунктам режима; но если проявить настойчивость, ему будет легче и легче это делать - начинает играть свою роль привычка, и ребёнок поймет, что режим помогает жить. Соблюдение режима дня должно стать устойчивой привычкой ребёнка и превратиться в потреб­ность. Один из основных элементов режима - сон. Лишение сна пере­носится мучительнее, чем голодание, и в известных случаях может при­вести к переутомлению, нервному истощению и даже к тяжёлому забо­леванию. Сон ничем нельзя заменить, он нужен, как воздух и пища. По­требность детей во сне тем больше, чем младше ребёнок. С возрастом продолжительность сна уменьшается, а время бодрствования соответ­ственно увеличивается.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Любая регулярная физическая активность укрепляет скелет, сердечно-­сосудистую и дыхательную систему, благотворно влияет на нервную си­стему. Ежедневная зарядка - обязательный минимум для каждого чело­века, придерживающегося здорового образа жизни. В идеале она долж­на стать привычкой, как умывание по утрам. Ещё лучше регулярные тре­нировки. Полезно заниматься практически любым видом спорта.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

Важной составляющей здорового образа жизни является закалива­ние. Закаливание - это повышение устойчивости организма к неблаго­приятным факторам внешней среды путём систематического тренирую­щего дозированного воздействия этими факторами. Благодаря закаливанию активизируется центральная нервная система, снижается возбу­димость периферической нервной системы, усиливается деятельность желез внутренней секреции, растёт активность клеточных ферментов, происходит перестройка системы терморегуляции, и человек становит­ся более устойчивым к резким изменениям температуры и атмосферно­го давления, что повышает иммунитет, а следовательно, и сопротивляе­мость к гриппу и респираторным инфекциям. Мы никогда не найдём путь в страну Здоровья, если не будем закалять свой организм. Эффект зака­ливания недолговечен, он длится только во время закаливания организ­ма и недолго после него, поэтому закаливание должно быть постоянным и последовательным, им следует заниматься ежедневно.

Выделяют неспециальные и специальные методы закаливания. К не­специальным методам закаливания относятся:

обеспечение чистого свежего воздуха в помещении;

одежда должна соответствовать погодным условиям;

средняя температура воздуха в помещении не должна превышать 18 градусов Цельсия;

создание активного двигательного режима.

К специальным методам закаливания относятся:

закаливание воздухом;

закаливание водой;

закаливание солнечным излучением.

Когда созданы правильные условия для роста и развития ребёнка,

можно приступать к закаливанию.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

В вопросах питания нет строгих догм, но существует ряд моментов, ко­торые должны учитываться всеми. Во-первых, пища должна быть разно­образной и полноценной, т.е. содержать в нужном количестве и в опреде­лённых пропорциях все основные питательные вещества. Особенно это важно в детском и подростковом возрасте, когда организм растёт и раз­вивается, а нехватка необходимых веществ может привести к дисбалан­сам в его развитии.

Рациональное питание детей и подростков строится с учётом общих физиологических и гигиенических требований к пище. Количественное и качественное питание детей несколько отличается от потребностей взрос­лых. Правильно построенное питание имеет большое значение для нор­мального физического и нервно-психического развития детей, повышает трудоспособность и успеваемость, выносливость, устойчивость к небла­гоприятным влияниям внешней среды, к инфекционным и другим забо­леваниям. Несоблюдение режима питания, особенно в детском возрасте, со временем угрожает появлению болезней пищеварения (гастри­тов, язв и др). Кроме того, нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости ребёнка.

БЛАГОПРИЯТНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В СЕМЬЕ

В жизни каждого человека родители играют большую и ответствен­ную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает и стремится быть похожим на мать или отца. Для благоприятного психо­логического климата в семье характерны: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброже­лательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защи­щённости и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлеж­ность к своей семье, ответственность. Основным условием нормально­го психосоциального развития ребёнка признается: спокойная и добро­желательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присут­ствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным по­требностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осу­ществляют необходимое наблюдение.

Надо отметить, что все перечисленные составляющие здорового об­раза жизни имеют свои особенности в зависимости от возрастных пери­одов развития ребёнка.

Организм ребёнка все время находится в процессе роста и разви­тия, которые происходят непрерывно в определённой закономерной по­следовательности. С момента рождения ребёнок проходит через опреде­лённые возрастные периоды.

Ребёнку в различные периоды жизни свойственны определённые анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накла­дывает отпечаток на реактивные свойства и сопротивляемость организ­ма. Этим объясняется и своеобразие патологии и течения тех или иных

заболеваний у детей различных возрастных групп. Однако не следует думать, что возрастные особенности ребёнка сами собой обусловлива­ют развитие у него болезни. Если условия окружающей среды, темпера­турный режим, питание, уход, пребывание на свежем воздухе и др. со­ответствуют требованиям, предъявляемым организмом новорождённо­го или грудного ребёнка, то этим создаются предпосылки для правиль­ного его роста, развития и предохранения от заболеваний. И, наоборот, неблагоприятные условия среды отрицательно сказываются на здоро­вье ребёнка.

Весь детский возраст подразделяется на следующие периоды:

Период внутриутробного развития.

Период новорождённости.

Период грудного возраста (младший ясельный возраст).

Период молочных зубов:

- преддошкольный возраст (старший ясельный возраст);

- дошкольный возраст (период посещения детского сада);

Период отрочества (младший школьный возраст).

Период полового созревания (старший школьный возраст).

Это деление является условным, и провести чёткие грани между ука­занными периодами довольно трудно. Однако им удобно пользоваться при изучении физиологических и патологических состояний ребёнка, а также для практических лечебно-профилактических целей.

Ваше здоровье - это здоровье Ваших детей! Задача родителей - не столько защищать своих детей (от различных неприятностей), а научить их выживать в нашем непростом мире. Воспитать ребёнка здоровым - значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни.

 

Ханты-Мансийский окружной центр медицинской профилактики

Вложения:
Скачать этот файл (zdorovye_1-4kl.pdf)скачать[Памятка для учащихся младших классов "Сохрани свое здоровье"]338 Кб

Дополнительная информация