Как уберечь подростка от алкогольных привычек

К числу наиболее острых социальных проблем относится употребление подростками и молодёжью алкогольных напитков. Рост числа употребляющих алкогольные напитки среди подростков и молодёжи, включая пиво, вызывает тревогу и опасения у врачей, педагогов, сотрудников правоохранительных органов и, конечно же, у родителей.

 

АЛКОГОЛЬ ОКАЗЫВАЕТ СИЛЬНОЕ ПАГУБНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАСТУЩИЙ ОРГАНИЗМ

В медицинской литературе описано немалое число случаев тяжёлого отравления детей и подростков алкогольными напитками с пагубным воздействием алкоголя на головной мозг даже при однократном его употреблении.
Тяжёлыми последствиями таких отравлений мозга у детей и подростков в дальнейшем может стать снижение умственной деятельности.

В последнее время подростковые наркологи отмечают факт того, что начинает формироваться целая популяция молодых людей с пивной зависимостью. У них происходит привыкание к пиву, которое становится единственным действенным инструментом снятия напряжения, и используется как снотворное или, наоборот, как бодрящее средство.

Воздействие алкоголя на растущий организм опасно не только тем, что он разрушает здоровье подростков, но и тем, что он оказывает воздействие на их личностные изменения, способствует искажению взаимоотношений с другими людьми, разрыву социальных связей и, в конечном итоге, может привести к социальной дезадаптации.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ

*    Вхождение подростков во «взрослость», нередко сопровождается началом употребления спиртных напитков.

*  Выпивка в подростково-молодёжной среде может быть также символом объединения подростков в неформальные группы, а нередко и обязательным условием признания любого из её членов.

*    Причиной первых и последующих употреблений подростками алкогольных напитков могут быть так называемые «алкогольные обычаи» семьи, когда в семьях принято отмечать события с использованием алкогольных напитков. Детям и подросткам свойственно подражать взрослым, воспроизводить стереотипы их поведения в своей жизни, и поэтому родители являются для своих детей образцом поведения, к сожалению, не всегда позитивного.

СЕМЬЯ - КАК ПЕРСОНАЛЬНАЯ МИКРОСРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Подростки очень чувствительны к любым социальным проявлениям и, в первую очередь, к тому, что происходит в их семье.

Подростковый возраст - это период эмансипации подростка, достижения им определённого уровня самостоятельности и независимости от родителей.

В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростков. И всё больше места в жизни подростка занимают эмоциональные отношения с другими людьми - дружба и любовь.

Семья является одним из мощных факторов формирования у подростка системы ценностей. Ценностные представления меняются в соответствии с возрастом, но в целом система ценностных ориентаций в подростковом возрасте является общечеловеческой и включает в себя любовь, дружбу, свободу, честь, достоинство и другие важнейшие жизненные ценности.

Подростки настойчиво стремятся к независимости в принятии самостоятельных решений. Стремясь быть свободными и независимыми, подростки ещё не умеют пользоваться свободой и независимостью и нуждаются в том, чтобы родители
(или другие взрослые) помогли им осознать факт того, что свободой следует пользоваться аккуратно и в меру.

Родители нередко с трудом делегируют ответственность за своё поведение самим подросткам, из-за чего возникают сложности в детско-родительских отношениях. Такие действия родителей продиктованы чаще всего беспокойством и страхом за своих детей.

В случае, постоянного контроля со стороны родителей и руководства с их стороны поведением подростков, подростки могут упустить возможность осваивать самостоятельный образ жизни, приобретать свой опыт и рискуют остаться незрелыми и неприспособленными к дальнейшей самостоятельной жизни.

Родителям важно научиться делегировать подросткам ответственность за их поведение и оказывать ненавязчивую помощь в понимании их внутренних и внешних границ, в выработке чувства меры в принятии самостоятельных решений.

Родителям следует знать, что потребность в неформальном общении с родителями у подростков очень высока, но удовлетворяется лишь частично.

Чаще всего родители общаются с подростками формально,    однако такое    общение,

регламентированное и посвящённое исключительно вопросам поведения и учёбы, вызывает у подростков острую неудовлетворённость.

Причинами психологического барьера в неформальном общении с подростками зачастую выступают неумение или нежелание родителей выслушать, увидеть и понять то, что происходит в сложном подростково-юношеском мире.

Отношения в семье при этом неминуемо ухудшаются, принимают формальный, рутинный характер, и в конечном итоге способствуют тому, что подросток замыкается внутри себя, семейные ценности подменяются им «ценностями» уличными, и, как следствие, подросток уходит из дома туда, где его готовы выслушать, понять и принять таким, какой он есть.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ПОМНИТЬ

ОСНОВНЫЕ    ЗВЕНЬЯ    эффективного взаимодействия в семье: учёт индивидуального мнения каждого члена семьи, коллективного мнения всех её членов, гармоничные межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, нормы и правила внутрисемейного поведения и нравственно-духовный климат семьи в целом.

СЕМЬЯ ДЛЯ ПОДРОСТКА - источник эмоционального тепла, поддержки и эмоционального благополучия. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, являясь источником оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки его личностных качеств, способствует снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в стрессовых ситуациях.

РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПОДРОСТКА - пример для подражания, хоть и не являются таким уж абсолютным авторитетом для него, как в детстве. Вместе с тем, подростки хотят иметь таких родителей, которыми можно гордиться и восхищаться, и это является важным условием достижения подростками психологического комфорта.

ВАЖНЕЙШАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ в отношениях с подростками - помощь им в решении сложных жизненных задач, информирование их о разных сторонах жизненной действительности, а также содействие в формировании у них жизненных компетенций и оценок самых разных сторон жизни. Именно в подростковом возрасте дети вступают в период интенсивного овладения социальными ролями взрослого человека.

РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПОДРОСТКА - источник жизненного опыта, при всём стремлении подростков к независимости и самостоятельности. Жизненный опыт родителей и их помощь очень важны для взрослеющих детей, и нередко в возникновении личных проблем подростка влияние родителей является определяющим.

НЕФОРМАЛЬНОЕ ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ С ПОДРОСТКОМ, при котором родители умеют принять подростка как отдельную личность с её автономной реальностью, - важное и необходимое условие для формирования взрослеющей личности подростка.


Уважаемые родители, искренне интересуйтесь эмоциональным состоянием вашего подростка, доверительно общайтесь с ним, выслушивайте, понимайте его и оказывайте ему поддержку в решении вопросов.

Т.А.Мещенина, педагог-психолог МАУ «Центр развития образования»

Вложения:
Скачать этот файл (Алкогольные привычки.doc)скачать[Как уберечь подростка от алкогольных привычек. Рекомендации для родителей]1836 Кб

Дополнительная информация