Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития для детей с ограниченными возможностями здоровья

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04. 02.2010 года, в которой одной из основных характеристик новой школы провозглашена идея «Новая школа – для всех», обязывает всю систему образования создать условия для практической реализации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.

 

Одним из главных направлений развития, как общего, так и специального образования является актуализация ценности инклюзивного образования детей с ОВЗ, которое сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики в России.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями в обычных общеобразовательных школах назрела давно. Понятно, что индивидуальное обучение на дому не способствует социализации и интеграции ребенка-инвалида в общество. Кроме того, эти дети особенно нуждаются в понимании окружающих и гуманном отношении к себе общества в целом. Одним из вариантов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является интегрированное образование, которое позволяет организовать обучение и воспитание данной категории детей в образовательных учреждениях общего типа.

Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений:

преимущества социального характера:

развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;

обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;

развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;

преимущества психологического характера

исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

преимущества медицинского характера:

подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;

исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

преимущества педагогического характера:

рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)

активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.

Необходимо формировать в обществе толерантное отношение к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, позволяющего не только сосуществовать, но и жить всем независимо от состояния здоровья. И начинать надо с классного коллектива, с младших школьников, включать всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий.

Дополнительная информация