Семья - источник вдохновенья

Информационный материал для родителей по основам детской и подростковой психологии
Составитель: Т.А. Мещенина, педагог-психолог МАУ «Центр развития образования»

Всё создаётся с чистого листа
При помощи ученья и творенья,
 А чтобы получилась  красота,
Добавить ещё важно  вдохновенья!

Семья является одной из основных ценностей в жизни большинства людей, живущих в современном обществе. Каждый человек помимо своего социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения с момента своего рождения и до конца жизни принадлежит к своей семейной системе. Семья также является  важнейшим фактором и персональной средой для развития личности ребенка.

В современной семье  одной из главных функций является выполнение родителями своих воспитательных задач. От того, как распределены роли в семье, от семейных правил и традиций, от семейных стандартов и мифов зависит, будет ли семья для каждого её члена, в том числе и для детей, источником вдохновения и развития, или, наоборот, будет тормозить развитие и совершенствование.

В некоторых семьях таятся определенные сложности, противоречия, недостатки воспитательных воздействий, что часто  негативно влияет на личностное развитие детей, на их психическое здоровье и эмоциональное благополучие.

Детско-родительские отношения представляют собой  систему межличностных контактов, установок, ориентаций, ожиданий в диадах «ребенок - родители» и «родители - ребенок».  Данные отношения определяются  совместной деятельностью и общением между членами семейной группы. Между родителями и детьми, таким образом,  существует разнообразная гамма взаимоотношений, взаимодействий и взаимовлияний.

Важным фактором, формирующим гармонически развитую личность ребёнка, является воспитательная позиция его родителей, которая и определяет общий стиль воспитания в семье.  Стиль семейного воспитания, таким образом,  является своеобразной  реализацией личности самих родителей, т.е. характеристикой  их личностей. 

Специалисты в области семейной психологии выделяют две основные воспитательные родительские позиции: оптимальную и неоптимальную.  Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Родители с такой позицией умеют адекватно  видеть и понимать индивидуальность своего ребёнка, замечают состояния, происходящие в его душевном мире. Они умеют гибко перестраивать свои воздействия на ребёнка по ходу его развития и взросления. Гибкая родительская позиция, является  не только меняющейся, но и предвосхищающей, т.е. прогностичной.  Это означает то, что стиль общения родителей со своими  детьми опережает появление новых психических и личностных качеств у их детей.

Дети, которые  воспитываются в семьях с оптимальной родительской позицией, чувствуют себя психологически комфортно и вырастают зрелыми, самостоятельными  личностями.

В ряде социально-психологических исследований  по изучению родительских позиций в благополучных, гармоничных семьях, а также в семьях дисгармоничных,   выявлены факты того,  что в дисгармоничных семьях, где  воспитание ребенка приобретает проблемный характер, родительские позиции утрачивают качества адекватности, гибкости и становятся непрогностичными.

В семьях с преобладанием высокого уровня  родительского контроля, при котором родители предпочитают оказывать сильное  влияние на детей, жёстко настаивают на выполнении своих требований, у  детей формируются  проявления зависимости и  развитие  агрессивности.  В таких семьях дети «заигрываются», не умеют принимать самостоятельных решений, так как ими руководят родители и они же, родители, принимают все решения за детей. Безусловно,  если родительский контроль осуществляется в меру, это способствует формированию у детей способности выполнять нормы и правила, что является неотъемлемой чертой зрелой личности.

Родители с оптимальной родительской позицией чаще используют такие  способы общения с детьми,   как убеждение, обсуждение, аргументацию, при этом  ими не ставится цель добиться послушания детей,  и  каждая из сторон, родители и дети,  может обосновывать свою точку зрения,   высказывая свои аргументы.

К угрозам, крикам, ругани, упрёкам чаще прибегают родители с неоптимальной воспитательной позицией. Эти же родители, как правило, не считаются с мнением своих детей, и свои решения выставляют как единственно верные.

Эмоциональную поддержку  своим детям,  как правило, оказывают  родители с оптимальной родительской позицией, они способны выражать сочувствие, любовь и тёплое отношение к детям.  Действия таких родителей и эмоциональное отношение к детям направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость за успехи своих детей.

Факт взаимозависимости и взаимовлияния  в  семейных отношениях наиболее чётко прослеживается   через те роли, которые выполняет ребёнок  в семье.  По мнению отечественного психолога  А. С. Спиваковской, роль ребёнка совершенно чётко выделяется  в дисгармоничной семье, где друг к другу относятся шаблонно, стереотипно. Роль определяется, как некий набор шаблонов поведения взрослых по отношению к ребёнку, как сочетание чувств, ожиданий, оценок, адресованных ребёнку от взрослых членов семьи. Наиболее типичными,  как считает А.С.Спиваковская,  являются  четыре роли: «любимчик», «беби», «козёл отпущения»  и «примиритель».
Роль «любимчика» у ребёнка появляется в тех семьях, где родители, как супруги,  не испытывают друг к другу позитивных  чувств, и эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребёнке. Напротив, при сильной эмоциональной близости супругов друг к другу ребёнок в семье остаётся только ребёнком,  т.е. «бэби»,  с очень ограниченными правами. 

Роль  «козла отпущения» у детей  возникает в семьях, где супружеские проблемы родителей, их взаимное недовольство друг другом переходят на ребёнка. Ребёнок оказывается неким громоотводом на себя негативных эмоций родителей,  которые на самом деле испытывают такие эмоции друг к другу.

«Примиритель» вынужден играть роль взрослого, урегулировать и устранять супружеские конфликты и,  таким образом,  занимает важнейшее место в структуре семьи. 

В семейных системах специалисты выделяют и другие роли детей: «ребёнок-обуза», «ребёнок-раб»,  «ребёнок, как оружие  в борьбе с супругом», а также, что встречается реже, «ребёнок – «заместитель мужа» (от такого ребёнка  требуют постоянного внимания, заботы,  чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью),  «ребёнок-любовник» (одинокая мать настаивает на «отношениях  для двоих», закрепощает ребенка в узах своей психологической любви).

Все выше перечисленные  деструктивные роли детей в семьях, увы, затрудняют формирование и развитие гармоничной,  зрелой личности. При этом дети вырастают с целым набором психологических проблем: неадекватной самооценкой, неуверенностью, страхами, высоким уровнем тревожности, суицидальными тенденциями и др.

Семьи, в которых отношения строятся на основе любви и принятия детей, в поведении родителей отмечаются нежность к детям, разнообразные занятия с ними, забота об их жизни и воспитании.  И, напротив, семьи, в которых отношения строятся на неприятии и отторжении ребёнка, живут по обобщенному принципу, который  формулируется,  как:  «Ненавижу этого ребёнка, не хочу и не буду о нём заботиться и беспокоиться». В поведении таких родителей проявляются невнимательность к детям, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним. Естественно, что  такие семьи вряд ли являются для детей источником радости, любви и  вдохновения.      

Специалисты в области психологии  системных отношений выделяют три основные составляющие отношений родителей к ребёнку: симпатию-антипатию, уважение-пренебрежение, близость-дальность.  На основе этих критериев  определены  типы родительской любви.  Действенная любовь основана  на симпатии, уважении,  эмоциональной близости родителей к детям.  Формула родительского воспитания при данном типе любви: «Хочу, чтобы мой ребёнок был счастлив, помогаю и буду помогать ему в этом».

При так называемой  отстранённой любви родителей к детям  присутствует симпатия, уважение, однако,  наблюдается большая дистанция с ребёнком. «Смотрите, какой у меня прекрасный ребёнок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним», - такова их родительская установка.

Действенная жалость,  как форма проявления деструктивной любви к детям,  включает в себя  симпатию, близость родителей к ребёнку,  но при этом отсутствует уважение к нему. Родительская установка на любовь звучит,  как: «Мой ребёнок не такой, как все. Хоть мой ребенок недостаточно умён и физически развит, но всё равно это мой ребёнок,  и я его люблю».

Родительская любовь по типу снисходительного отстранения, в которой присутствует симпатия к детям, но при этом есть неуважение и большая межличностная дистанция с ними, имеет установку: «Нельзя винить моего ребёнка в том, что он недостаточно умён и физически развит».

Отвержение родителями своего ребёнка также рассматривается специалистами как  разновидность родительской любви, хоть и деструктивной.  Антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция родителя с ребёнком,  а также родительская установка: «Этот ребёнок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело», - всё это характеризует деструктивный тип родительской любви под названием «отвержение».

Деструктивная любовь родителей к своему ребёнку может проявляться в форме  презрения.  Такая «любовь» характеризуется антипатией, неуважением к ребёнку, но при этом выдерживается малая межличностная дистанция родителей с ребёнком. Основная установка таких родителей: «Я мучаюсь и беспредельно страдаю от того, что мой ребенок не развит, не умён, упрям, труслив, неприятен другим людям. Но всё же я его люблю». Такая родительская любовь вперемешку с «болью» вряд ли даст ребёнку возможность чувствовать себя любимым и счастливым.

Особой формой  деструктивной родительской любви по отношению к детям семейные психологи  называют преследование, которое выражается в антипатии и неуважении к ребёнку, однако, при этом проявляется сильная близость родителей  к нему как к собственности. В этом случае родительские установки могут быть различные, например, «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!».  При такой установке идёт постоянный тотальный контроль со стороны родителей с целью «подловить» ребёнка на каком-то поступке, чтобы доказать, какой же он всё-таки негодяй. Могут быть и другие родительские установки: «Без меня мой ребёнок не сможет решить ни одного вопроса»  или «Мой ребёнок – это только мой ребёнок, он принадлежит мне, и я хочу абсолютно всё знать о своём ребёнке, потому что я его люблю». Когда дети в семьях ощущают на себе такой тип родительской любви, наверняка, им хочется сказать своим родителям: «Люби меня меньше, но дай мне быть свободным, быть самим собой», ибо такая удушающая преследовательская любовь родителей создаёт невыносимые условия для формирования и развития ребёнка как зрелой,  самодостаточной личности.

Отказ, как форма проявления, а вернее отсутствия,  родительской любви, выражается в  антипатии и большой  межличностной  дистанции между родителями и ребёнком.    При этом родительская декларация звучит так: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем (с этим неслухом)». Естественно, что при родительском отказе проявлять любовь по отношению к своим детям, дети чувствуют себя отверженными, брошенными, т.е. психологическими сиротами.

Достаточно много психологических исследований проведено по изучению стилей семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка. Здесь можно перечислить наиболее распространённые, известные большинству родителей, стили воспитания: авторитарный, демократический, попустительский. 

Чуть менее известны следующие, выделяемые специалистами,  стили семейного воспитания: хаотический (непоследовательный, отсутствует единый подход к воспитанию); анархический, иначе говоря, потворствующий, или либерально- попустительский, когда требования к ребёнку отсутствуют или очень слабые, контроль отсутствует, модель общения с ребёнком  «заискивающая»,  отсутствует здоровое критичное отношение. Ребенок вырастает эгоистичным и приспособленцем.

Опекающий стиль воспитания под собой имеет основу   гиперопеки, когда родители концентрируют  внимание на ребёнке, бдительно следят за его поведением,  стремятся быть всё время рядом с ним и всё решать за него.
Стиль воспитания по типу гипопротекции созвучен с попустительским стилем воспитания, родители проявляют безнадзорность и безразличие к ребёнку, отсутствует  эмоциональное тепло со стороны родителей  по отношению к нему. Требования и контроль за ребенком сильно снижены или отсутствуют вообще. Родители не участвуют  в жизни ребенка, и поэтому он может вырасти  непредсказуемым в поведении и асоциальным в личностной направленности.

Воспитание детей по принципу повышенной моральной ответственности, так называемая гиперсоциализация,  влечёт за собой  высокие требования к ребёнку со стороны родителей, причём эти требования  сочетаются с пониженным уровнем внимания со стороны родителей к физиологическим и психологическим нуждам ребёнка. Такие родители чрезмерно озабочены будущим ребенка, его социальным статусом, учебными успехами. При таком стиле семейного воспитания ребёнок вырастает тревожным и мнительным, с гипертрофированным чувством ответственности и ощущением одиночества.

Эмоциональное отвержение в процессе воспитания, эмоциональная холодность по отношению к ребёнку, строгие и даже жестокие наказания способствуют формированию детей по типу  «золушка» или «маленький неудачник».  Ребёнок вырастает мечтательным и вместе с тем ожесточённым. У него  возникают трудности в общении со сверстниками, сложности в социальной адаптации,  могут развиваться  невротические расстройства.

Агрессивный стиль воспитания, который встречается при жестоком обращении с детьми, характеризуется отсутствием чётких требований к ребёнку, при этом  контроль за ним достаточно  жёсткий, ребёнок бывает лишён даже самых элементарных удовольствий, по отношению к ребёнку со стороны родителей проявляются унижения вплоть до побоев. Модель общения с ребенком -  враждебная, поэтому ребёнок вырастает эгоистичным, озлобленным  и жестоким.

Конечно, в реальной жизни, как замечает  В. С. Мухина, «всё намного сложнее, чем в любой классификации стилей воспитания и родительской любви». По её мнению, в семьях могут быть представлены одновременно несколько стилей воспитания и отношения к ребёнку.

Таким образом, уважаемые родители, только вам решать какой стиль воспитания для формирования гармоничной личности ребёнка выбрать, какую родительскую позицию, оптимальную или неоптимальную,  иметь вам  при  взаимодействии с детьми, а также какие роли отводить своим детям в семье.  И, наконец,  как проявлять любовь по отношению к своим детям, - всё это выбирать и решать только вам, для того, чтобы семья для ваших детей становилась источником радости, счастья и вдохновения.

Дополнительная информация