Методы психологической диагностики зависимого поведения

Один из самых распространенных терминов, которым пользуются врачи, педагоги, ПСИХОПОГИ и социальные ра­ботники, - группа риска. Относительно проблемы применения психоактивных веществ подростками и мо­лодежью это означает, что перед специалистами стоит задача выявления несовер­шеннолетних, которые с большой вероятностью могут начать злоупотреблять алко­голем или наркотиками. С помощью каких методов можно обнаружить склон­ность учеников к развитию зависимости от психоактив­ных веществ?

 

Трудные дети

Чаще всего в условиях образовательного учреждения к группе риска принято относить тех ребят, чье поведение противоречит принятым нормам и правилам: например, тех, для кого характерны пропуски занятий, нарушения дис­циплины, сниженная успеваемость. Нередко это дети из неполных, многодетных и опекунских семей. К группе риска относят также учеников, которые проживают в неблагополучных семьях: где отец или мать злоупотребляет алкоголем и не справляется с родительскими обязанностями.

Такой подход в некоторой степени оправдан: действительно, школьная неуспеваемость и плохое поведение часто бывают «прелюдией» к более серьезным проблемам - правонарушениям и приему алкоголя и наркотических веществ. Вот как описывают этот процесс специалисты: «Серьезные нарушения адаптации у таких детей возникали уже в младшем школьном возрасте, происходили неудачи в осуществлении ведущей для младших школьников учебной деятельности, в результате чего страдали самооценка, самоува­жение, ребята отделялись и выпадали из школь­ного коллектива; миновала их и внешкольная воспитательная работа, поэтому при наступлении подросткового кризиса они легко и без особых раз­думий в качестве подходящего предмета новых возрастных потребностей выбирали «уличную» компанию, в которой обязательным, существен­ным, а затем и стержневым моментом групповой жизни становились регулярные выпивки со всеми вытекающими последствиями, вплоть до возник­новения алкогольной болезни».

Есть ли зависимость?

Обнаружить детей и подростков с зависимым поведением можно, оценив их вовлеченность в применение психоактивных веществ. Можно попытаться выяснить, пробовали ли ребята алко­голь и наркотики и как часто, и сделать выводы о степени риска развития зависимости. Как прави­ло, для этого проводится анкетирование. Опросы составляются по следующим темам:

- Опыт табакокурения (возраст начала куре­ния, регулярность, отказ от курения).

- Опыт употребления алкогольных напитков (возраст первой пробы алкоголя, вид предпочи­таемого напитка, оценка привлекательности ал­когольного опьянения, регулярность, дозировка, ситуации и мотивация приема алкоголя).

- Опыт употребления наркотических веществ (осведомленность о различных наркотиках, воз­раст первой пробы и вид вещества, ситуация при­общения, регулярность применения).

Также могут исследоваться представления ребят о вреде, оценка риска отрицательных по­следствий приема психоактивных веществ, от­ношение к людям, злоупотребляющим алкоголем и наркотиками, и т.п.

При составлении анкет педагоги должны быть осторожными: важно не допустить вопросов, про­воцирующих любопытство и не соответствующих возрасту и жизненному опыту учащихся. Кроме того, достоверность анкет в условиях образова­тельного учреждения достаточно сомнительна: подростки часто склонны давать социально жела­тельные ответы из-за опасений последующих мер со стороны учителей. Другие, напротив, склонны преувеличивать свой опыт и даже бравировать им. Большей достоверности можно достичь анонимным анкетированием независимыми спе­циалистами при проведении массовых исследова­ний с большим охватом учащихся. В этом случае реально получить общую картину степени при­общения ребят к употреблению психоактивных веществ, однако задача выявления подростков группы риска таким образом не решается.

При доверительных отношениях со специали­стом, занимающимся профилактикой зависимого поведения в школе и при условии соблюдения конфиденциальности старшеклассникам могут быть предложены тесты, которые помогут обнаружить их вовлеченность в употребление алкоголя и наркотических веществ.

Тесты и анкеты

Пример такой методики для старших подростков - тест-опросник (приложение 1)

Анкеты и опросники, направленные на вы­явление учащихся группы риска, могут быть адресованы не только самим ребятам. Оценку их поведению могут дать и родители (приложение 2).

Диагностика склонности к зависимому по­ведению и выявление подростков группы рис­ка - это начальный этап профилактики и кор­рекции зависимости. Полученные результаты подскажут педагогам и психологам направления деятельности и помогут впоследствии оценить эффективность работы, проведенной с детьми и подростками.

 

 

журнал «Здоровье детей»

№ 10, 16-31 мая/2009

Вложения:
Скачать этот файл (Приложение 1..pdf)Скачать[Приложение 1. Определение степени никотиновой зависимости (для курящих) (тест Фагерстрема*)]209 Кб
Скачать этот файл (Приложение 2..pdf)Скачать[Тесты-опросники «Склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ» ]262 Кб

Дополнительная информация