Для решения возникших противоречий и профилактики проблем в будущем в школе создана служба примирения.
Школа — это место, где ребенок проводит большое количество времени на протяжении нескольких лет. Помимо нагрузки в виде новых предметов, большого количества информации и домашнего задания, учащиеся попадают в новую социальную среду. Как бы ни был дружен класс, какую хорошую превентивную работу ни проводили бы педагоги, полностью избежать конфликтных ситуаций невозможно. Для решения возникших противоречий и профилактики проблем в будущем создаются службы примирения. Они помогают наладить контакт между одноклассниками, улучшить взаимодействие педагога и класса, предупредить и устранить последствия правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Кому и для чего нужна служба примирения
Залог эффективной работы школьной службы примирения — добровольное участие в этой программе учеников и преподавателей. Конфликты не разбираются только педагогическим составом, администрацией и родительским комитетом. Учащиеся принимают активное участие в деятельности школьной службы примирения, поддерживают одноклассников и помогают разрешать возможные разногласия. Ключевое слово здесь «добровольно», т. е. при этом дети сами осознают важность дела, которым они занимаются, проявляют заинтересованность в том, чтобы в их классах была хорошая, благоприятная обстановка. В результате улучшается адаптация в коллективе новичков, устанавливаются доверительные отношения между учениками и педагогами, снижается риск подростковой преступности и насилия.
Создание школьной службы примирения повышает эффективность работы всего преподавательского состава. А главное, самого директора, который не только своевременно получает сигналы о возникновении конфликтных ситуаций, но и может получить наиболее полную информацию о сути конфликта. Родители, в свою очередь, знают: если в школе действует эта программа, то их ребенок может рассчитывать на помощь и поддержку не только со стороны семьи.
Еще один важный аспект работы школьных служб примирения: если конфликт уже произошел или правонарушение совершено, в центре внимания оказывается не только жертва, но и зачинщик. Но вместо порицания и осуждения виновник получает помощь, его тоже хотят понять и выслушать. Цель заключается не в том, чтобы рассказать лицу, начавшему конфликт, что он плохой и неправильный. Напротив, его точка зрения не менее интересна, его тоже попытаются выслушать, понять и разобраться в причинах совершенного проступка.
Основные принципы деятельности служб примирения таковы:
· Добровольность участия. В решение конфликтов нельзя затягивать никого силой, участники должны быть заинтересованы в восстановлении доброжелательных отношений.
· Нейтральность арбитра, разрешающего спор. Этим лицом чаще всего выступает преподаватель, важно его умение беспристрастно выслушать каждого ученика.
· Информированность всех сторон. Учащиеся имеют право на получение исчерпывающих сведений о том, кто и как может помочь им, каковы условия участия в программе примирения.
· Конфиденциальность. Этот пункт становится особенно важным, если речь идет о совершенном правонарушении. Пострадавший должен быть уверен в том, что вся личная информация не станет известна посторонним.
· Ответственность сторон. Ведущий — лицо, которое помогает разрешить конфликт, — следит за безопасностью и комфортом всех участников. Вторые, в свою очередь, ответственны за результативность процесса.
Как работает школьная служба примирения
Одно из ключевых понятий школьной службы примирения — медиация. Это процесс, в котором беспристрастное лицо (медиатор) помогает сторонам урегулировать конфликт. Сначала происходит встреча и беседа с каждой из сторон отдельно, затем они встречаются и под руководством преподавателя обсуждают ситуацию и приходят к консенсусу. Если речь идет о совершенном серьезном правонарушении, готовность сторон примириться с помощью службы может быть учтена в судебном разбирательстве.
Общая программа школьной службы примирения визируется и утверждается директором, в дальнейшем педагоги опираются на нее при разработке индивидуальных программ для каждой конкретной ситуации.
График работы педагога-психолога по оказанию консультативной помощи
Понедельник 8:30 - 12:20
Вторник 10:30 - 13:20
Среда 8:30 - 13:20
Четверг 8:30 - 11:20
Пятница 9:30 - 14:10
Документы:
pdf Положение о службе примирения (медиации) МБОУ Ваховская ОСШ (526 KB)