Как уберечь детей от опасностей киберагрессии?

В настоящее время перед многими родителями несовершеннолетних стоит довольно  важная задача: как уберечь своего ребёнка от привязанности  к мобильному телефону или компьютеру, которые, конечно же, всё прочнее входят в жизнь детей и подростков.

 

Родителям следует знать, что наряду с возможным развитием зависимости от компьютера или мобильного телефона, в последнее время в Интернете достаточно распространены различные формы виртуального преследования, травли, запугивания, которые приводят к психологической травматизации детей и подростков.  Появились даже специальные понятия для обозначения этих проявлений, такие, как «кибербуллинг», а также близкие к нему «кибертроллинг» и «интернеттравля». Что же означают эти понятия,  и в чём суть таких явлений, которые представляют собой угрозу для несформировавшейся психики несовершеннолетних?

Понятие «кибербуллинг» (от англ. - cyber-bullying)  - это форма  виртуального террора, где английское слово «bull» означает «бык». Отсюда и все родственные значения этого слова: агрессивно нападать, придираться, провоцировать, терроризировать, донимать, бередить, травить и др. Известно, что большим недостатком виртуального общения является отсутствие живого межличностного контакта, иначе говоря,   невозможность непосредственно видеть и слышать человека, с которым происходит общение, и потому нет уверенности в том, с кем же действительно происходит контакт.

Такой возможностью пользуются некоторые дети и подростки, которые, «примеряя» на себя определённые  «роли», делают это с некоторой долей хулиганства, ещё и  испытывая при этом удовольствие. Зачастую они уверены в том, что очень мала для них вероятность быть когда-либо обнаруженными и наказанными за это. Есть, однако,  и некоторые взрослые люди, которые весьма хорошо осведомлены, что такое «кибербуллинг», однако, используют его  ради забавы или в целях мести. Следует помнить о том, что такие   проявления  киберагрессивности так же могут  быть следствием  серьёзных острых или хронических психологических состояний человека, таких,  как злость, месть, зависть, обида  и некоторых  других.

Последствия подобных виртуальных проявлений, к сожалению, могут быть весьма печальными. Кибербуллинг является новым способом психологического травмирования и насилия над несовершеннолетними, и  далеко не каждый родитель может вовремя заметить и, тем более,  каким-то  образом правильно отреагировать на данное  явление.

Несмотря на то, что  явление киберагрессии существуют в практике виртуального общения относительно недавно, уже известно достаточное число случаев агрессивных нападок на детей и подростков через чаты, социальные сети и электронную почту, которые привели детей и подростков к психологическим травмам, а также завершились доведением несовершеннолетних до суицидальных попыток и трагических случаев со смертельным исходом,  Помните о том, что кибербуллинг, как явление, является невидимым, но очень опасным.  Целью виртуального террора, в том числе и кибербуллинга, является нанесение психологического вреда человеку, относительно которого  данные действия совершаются. 

Террор в виртуальном пространстве имеет много форм проявления. Самая  «безобидная» – это шутки и  приколы. Перепалки, или флейминг,как форма виртуального террора, - это обмен маленькими, но очень эмоциональными репликами. Как правило, участвуют в такой перепалке  два человека, хотя, не исключено присутствие нескольких человек. Разворачивается подобная перепалка в «публичных» местах Интернета и может закончиться быстро и без последствий, а может перерасти в длительный конфликт. Такое противостояние «равных» участников перепалки при определенных условиях может превратиться далеко не в равноправный психологический прессинг одной из сторон, которая становится агрессором, влекущий за собой сильные эмоциональные переживания для другой стороны, которая становится жертвой.

Одной из форм киберагрессии являются нападки, постоянные атаки и  регулярные высказывания оскорбительного характера в адрес жертвы, проявляющиеся в  многочисленных  смс-сообщениях, постоянных звонках, в высказываниях на интернет-форумах и в чатах, а также в онлайн-играх.

                Кибербуллинг может проявляться агрессорами в виде клеветыв различных формах, то есть распространяемой в виртуальном пространстве несправедливой информации о человеке или его действиях: это могут быть песни и текстовые сообщения определённого содержания или фотографии, которые носят неправдивый, лживый  характер.

Опасное виртуальное «быкование», проявляется и в форме так называемого «самозванства», которое подразумевает «перевоплощение»  киберагрессора в определенную личность, когда преследователь использует личные данные жертвы (логины, пароли к аккаунтам в сетях и блогах) с целью осуществления от её имени негативной коммуникации. При этом жертва и не подозревает, что от её имени рассылаются оскорбительные сообщения или ведётся негативная переписка.

Достаточно остро и болезненно в детско-подростковом, а также в юношеском возрасте воспринимается исключение человека из какой-либо группы в социальных сетях и  других виртуальных сообществах. Такое исключение используется киберагрессорами для нанесения психологической травмы жертвам, у последних снижается уровень самооценки,  или самооценка становится неустойчивой, при этом, нарушается психоэмоциональное состояние исключённого из группы, а именно, может снижаться фон настроения вплоть до депрессии, появляется обида, злость, раздражительность и другие эмоциональные состояния.

                Одной из самых опасных форм виртуальной агрессии является киберпреследование, когда так называемую жертву скрыто выслеживают в виртуальном пространстве для дальнейшего реального нападения на неё, например, избиения, а иногда и изнасилования. 

                Нередко используется такая форма кибербуллинга, как надувательство, которая заключается в выманивании из жертвы личной конфиденциальной информации и затем использование её против самой жертвы (например, информация публикуется в Интернете или передаётся третьим лицам и др.).

Своеобразным  проявлением киберагрессии является «хеппислепинг», что в переводе с английского означает «счастливое хлопанье».Название данного явления появилось после ряда случаев в метро Англии, когда подростки избивали случайных прохожих, а другие люди записывали данную ситуацию на видео мобильных телефонов. Такое жестокое поведение используется для того, чтобы сделанную видеозапись происходящего  затем разместить в Интернете и набрать большое количество просмотров. В настоящее время такая опасная реальность, к сожалению, достаточно широко распространена в детско-подростковой, а также в молодёжно-юношеской среде.

Как же уберечь своих детей и подростков  от злой реальности виртуального пространства? В первую очередь родителям следует  внимательно относиться  к увлечениям детей и, особенно, виртуальным. Доступ детей к Интернету важно  регулировать по времени и  ограничивать  по доступности к  сомнительным сайтам.

Детям и подросткам,  в возрасте 7-13 лет,  желательно ограничить доступ в Интернет через мобильный телефон.

Необходимо постоянно разъяснять детям, какое их поведение в виртуальном пространстве может быть опасным, а какое является  хулиганским. Данные разъяснения  так же важны, как и в случае объяснений  правил дорожного движения: нельзя всё пускать на самотёк, необходимо объяснять подрастающему поколению «правила игры», что можно делать, а что категорически запрещено в виртуальном мире.   

Важно обратить внимание на месторасположение компьютера. Если у вас дома компьютер расположен в дальнем углу, где вы не можете контролировать своих детей, необходимо разместить его в том месте, где, занимаясь своими делами, вы практически постоянно можете не только «нечаянно» следить за посещаемыми детьми страницами Интернета, но и видеть настроение своих детей. 

Важно наблюдать  за интересами и предпочтениями детей не только в виртуальном пространстве, но и в реальной жизни (какую музыку предпочитают слушать ваши дети, какие фильмы их  интересуют, какие сайты дети посещают и т.д.).  Это поможет вам, родителям,  узнавать то, как дети реагируют на то или иное явление, какие эмоции вызывают у них происходящие  события.

Следует обращать особое внимание на то,  как   ребёнок чувствует себя после занятий за компьютером, особенно, когда он чувствует себя неважно (например, не идёт на контакт с родными, избегает общения со сверстниками, становится грустен, агрессивен или раздражён, категорически отказывается идти в школу и др.). 

Если ваш ребёнок или подросток  всё-таки стал жертвой киберагрессоров,  сохраните все имеющиеся доказательства и свидетельства виртуального террора: сделайте копии сообщений (это касается видеоматериалов,  смс-сообщений, а также  всех других материалов).

Будьте спокойны, особенно, если ребёнок сам рассказал вам о проблеме киберагрессии по отношению к нему. Сохраните эту «зону доверия» с ним, иначе в следующий раз ребёнок не обратится к вам за помощью. Поддержите вашего ребёнка или подростка эмоционально, а также объясните, что возникшую проблему можно решить.  Важно, чтобы   в вас, родителях,  дети видели и чувствовали помощников, искренне желающих им добра.

Необходимо обсудить с ребёнком сложившуюся проблемную  ситуацию, пусть он расскажет, как всё было, с самого начала. Объясните ему правила поведения: как следует или не следует  реагировать на всякого рода преследования, что делать, как поступать, чтобы по возможности в дальнейшем избежать подобных проблем.

Помимо этого, обсуждайте в диалоге с детьми вопросы о том, как  важно создавать свою личную  репутацию порядочного человека, избегать  «примерять» на себя чужие «роли», учите детей быть самими собой.

 Учите детей и подростков  достойно реагировать на оскорбительные сообщения, а также картинки или фотографии сомнительного и неприличного содержания.

Пусть ваши дети учатся  без страха обращаться к вам за помощью, чтобы иметь возможность вовремя начать решение проблемной ситуации.

В крайних случаях следует обратиться  в правоохранительные органы.

Уважаемые родители, если вы не можете самостоятельно справиться с решением проблем нормализации психоэмоционального состояния вашего ребёнка, который пострадал  в результате виртуальной агрессии, обратитесь к специалистам: к детским психологам или врачам-психотерапевтам.

 

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ.

 

ВНИМАТЕЛЬНО И С ЛЮБОВЬЮ ОТНОСИТЕСЬ К СВОИМ ДЕТЯМ. 

Дополнительная информация