Санитарно-гигиенические требования к распределению образовательной нагрузки
Памятка для учителя начальных классов
Обучение первоклассников проходит только в первую смену. Занятия начинаются не ранее 8 ч 30 мин. Учебная нагрузка увеличивается постепенно. Продолжительность уроков, а также их количество в начале учебного года должны быть сокращены. Для этого используется так называемый ступенчатый режим - метод постепенного наращивания учебной нагрузки: в сентябре-октябре проводят ежедневно по три урока длительностью 30-35 мин каждый, в ноябре-декабре четыре урока по 30-35 мин. Остальное время заполняют целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Данные формы организации учебного процесса направлены на снятие статического напряжения. Начиная со второй четверти (ноябрь) объем недельной образовательной нагрузки первоклассников не должен превышать 20 ч.
Продолжительность урока 35 мин сохраняется на протяжении всего учебного года. При составлении расписания обязательно учитывается время наивысшей и наименьшей умственной работоспособности детей. Учебные предметы, требующие большого умственного напряжения (математика, русский язык, родной язык), проводят на первых-вторых уроках. Контрольные работы, не более одной в день, проводят на первом-втором уроке во вторник, среду или четверг, когда уровень работоспособности учеников наиболее высок. Для поддержания умственной работоспособности учащихся чередуют основные предметы (математика, русский язык, родной язык) с уроками изобразительного искусства, труда, физкультуры, ритмики и т. п. Проведение нулевых уроков не допускается.