Атрибутика молодёжных субкультур как фактор проявления экстремизма

Устойчивый интерес исследователей по отношению к молодежи вообще и к молодежным субкультурам в частности наблюдается в России уже давно. С одной стороны, это связано, как представляется, с тем обстоятельством, что молодежные субкультуры стали значимым средством эволюционного обновления современного общества. С другой, - вовлечением молодежи в неформальные экстремистские организации, не всегда солидарные с устоями и конституционными нормами и далеко не безобидными для судьбы самих подростков.

 

Эмо, готы, бэггеры, рэйверы, люберы, рэпперы, толкиенисты… Россыпь названий и настроений, которыми  сегодня пестрит  Интернет.  Яркость образов, выраженных посредством специфической атрибутики, привлекает наше внимание к подросткам на улицах городов, а для них самих  является соблазном стать частью какой-либо группировки. Молодёжи свойственно создавать культуру со своим собственным языком, модой и, что самое главное, со своей системой ценностей, которая может отличаться от ценностей взрослых. Опасность заключается  в том, что на формирование молодёжной культуры влияют особенности подросткового возраста: склонность к новизне, к творчеству, стремление к независимости, непохожести на других. Это выражается в их собственном наборе интересов, эксклюзивных для каждой конкретной субкультуры,  помноженном на динамику современных потребительских рынков. Они предоставляют молодым людям возможность менять свою идентичность с теми или иными социальными образованиями, экспериментировать с ними, отбирать то, что им подходит, и то, что доступно, как поклонникам той или иной субкультуры. С другой стороны, молодежные субкультуры сами формируют динамику предложения на рынке, так как являются целевой аудиторией рынка субкультурной атрибутики, как  знаковых символов.

Атрибутика может включать как визуальные дополнения к стандартным формам одежды и аксессуарам, так и набор эксклюзивных для конкретной субкультуры предметов, однозначным образом идентифицирующих их обладателя с данной субкультурой. Таким образом, атрибутика, в контексте каждой отдельной субкультуры выполняет функцию некоего знакового слоя, сублимирующего набор ценностей, характерных для воззрений её представителей  и облегчающий «узнаваемость» отдельных ее поклонников.  Зачастую  подростки не понимают градации в собственно субкультурной атрибутике: в браслетах, ошейниках, кулонах, цветовой символике. Но это не отменяет их абсолютной зависимости от норм атрибутики той или иной субкультуры. Так как они демонстрируют своё единство с членами какого-либо молодёжного направления  посредством использования определённой атрибутики, проявляющейся в  стиле одежды, гриме,  поведении, а также специфических символов - украшений.

Поэтому изучение субкультур иногда базируется на способах трактовки доминирующих символов атрибутики. Это важно ещё и потому, что  часто именно символика привлекает подростков своей вызывающей провокационностью, экспрессивностью, специфической эстетикой.  Яркое эстетическое начало в молодежной субкультуре воплощается в его    игровой природе. В молодежной субкультуре нередко происходит слияние   границ между игрой и деятельностью. Это выражается в театрализации, импровизации жизни. Театрализация широко проявляется в обрядах и ритуалах, к которым достаточно часто прибегают в своей публичной жизнедеятельности молодежные    субкультуры.

Такая театрализация, зависимость от атрибутики зачастую позволяет подросткам невольно становиться инструментом  в руках лидеров  экстремистских религиозных сект и группировок. Редкий подросток будет интересоваться культурологическими аспектами предыстории той или иной субкультуры. Ему важно выбрать образ, ведь молодежная субкультура - это не что иное, как форма   самовыражения  молодых.

Рассмотрим это на примере готов. «Существуют собственно готы и гот-металлисты.  Готы как субкультура появилась на заре постпанка, в 1979 году.  В первую очередь, готика это тёмный рок-н-ролл! Не удивительно, что готы это те же панки.  Выбритые виски -  это их этическая норма. Для гот-металлистов характерны длинные волосы и желательно ярко-чёрного цвета. Готы не депрессивные, не замкнутые личности. Они  хорошо разбираются в гуманитарных науках и музыке. Но сказать, что их захватывает барокко, готический роман, вампиризм, - будет ошибкой. При этом готы отличные эстеты. У них великолепное чувство гармонии. Одежда и атрибуты готов достаточно дорогостоящи, чтобы  их могли позволить себе провинциальные подростки (хотя единичные случаи бывают). Они  используют в своём имидже элементы от позднего средневековья до эпохи Просвещения.  Хотя нужно отметить, что многие готы любят пирсинг. При всём видовом многообразии  субкультуры готов (это и кибер и фетиш и тектоник и ещё целая отрасль всевозможных готов), они органичны и последовательны. Цельность гот движения можно наблюдать в Англии и Германии. Гот музыка не депрессивная, не однообразная, а вполне соответствует  жанру рок-н-ролла. Излюбленный цвет не чёрный, как это принято считать у обывателей, а сочетание красно-бело-чёрного. Древнеегипетский символ Анкх сейчас не является основополагающим символом субкультуры готов. Да, после выхода в свет фильма «Голод» этот символ стал популярным, но сейчас в атрибутике готов можно встретить и знак радиации. Ключ к пониманию готов в их музыке, всё остальное вторично и не основополагающе.

Вторичное явление в готической культуре – это gothrock. То есть  гот-металлисты. При тех же идеологических посылах это всё же  совершенно другая субкультура.   Готика породила музыку gothrock, с ней же новою субкультуру. Гот-металлистам присуща агрессивность, депрессивность, одиночество. Их, так же как и готов интересует готическая культура, но с глобальным уклоном в тёмную сторону. Символ Анкх - основа этой субкультуры. Отсюда увлечение вампиризмом, интерес к кладбищам. Гот- металлисты в имидже любят шипы. Многие их называют тёмными романтиками, и совершенно справедливо. Но, находясь на кладбищах готы-погостники, не рушат могилы, просто они любят тишину и атмосферу покоя. Увлекаясь вампиризмом, гот-металлисты интересуются бытом и мировоззрением вампиров. Готический роман, как жанр, как раз подходит для гот-металлистов, как моделирующий пространство поклонников этой субкультуры. Гот-металлисты мрачноваты, часто используют грим. Всё же в отличие от готов, они имеют менее развитую эстетическую, да и психологическую систему мировосприятия. Ввиду этого факта, в сравнение с готом, гот-металлист смотриться более тускло. Музыка гот-металл отличается симфоничностью, присутствием женского вокала, (часто вокал разделён по принципу гендерных ролей и носит негласное название «Красавица и чудовище»), присутствуют вставки из классики и оперы. Гот-металлисты имеют другой, в отличие от готов, склад ума. К сожалению, он менее гибок и пластичен. Но, безусловно, лучшие представители этой субкультуры, а это только те, кто в изучении своей субкультуры, поднимает все пласты знаний, а не только собственно музыкальные, очень неординарные люди» [1]

Большинство подростков не интересуется подробностями происхождения, появления той или иной субкультуры, культурологическим значением элементов её атрибутики. Поэтому те же готы воспринимаются большинством как некое смешение вышеперечисленных направлений данной субкультуры с сатанистами. Как молодежное движение, несущее мрачный депрессивный оттенок выражения отношения к жизни своих поклонников. Считается, что готы склонны к издевательствам над животными, связанным с культом жертвоприношений. Охотно заимствуют вампирскую, кладбищенскую, киберпанковскую, хипповскую эстетику. Приветствуют все, что, так или иначе, относится к темной стороне бытия, связанной со смертью.  В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия». Сами готы дают ему следующее толкование: «этот термин следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров (не мертвых и не живых). Мнимая идеология готов частично формируется путем признания, идентификации и скорби о социальном и личном зле, о котором многие массовые культуры стараются умолчать. Печально, что подростки позиционируют себя именно так, становясь поклонниками атрибутики готической субкультуры и часто попадая под влияние религиозных экстремистских движений, становятся игрушкой в руках организаторов и лидеров этих объединений, а зачастую — их жертвой.

М.Р. Шакирова,

учитель истории «МОУ СОШ №16» г. Балашова

Примечания

Свиридов, Станислав. Молодёжные субкультуры, жизнь вне общества. http:// www.vampiry.net/atributika-neformalov/3/

Дополнительная информация